Мир Скачек - Articles

Журнал
"Мир Скачек"


Журнал "Мир Скачек" №1-2003

ДЕЛО О ПРИЗОВОМ МИЛЛИОНЕ

Почти девять месяцев потребовалось американской Фемиде, чтобы вынести решение по делу "о призовом миллионе" и таким образом положить конец тяжбе между "Чистокровной Корпорацией" принца Ахмеда Салмана и коневладельцем из Чикаго – Расселом Рейнмэном.

Предыстория этой тяжбы такова.

6 апреля 2002 года в штате Иллинойс на ипподроме "Парка Спортсменов" состоялся розыгрыш местного Дерби. Победу в этой престижной скачке одержал 3-летний жеребец УОР ЭМБЛЕМ (Ауэ Эмблем), выступавший в цветах своего хозяина Рассела Рейнмэна.

Согласно условиям розыгрыша Иллинойс Дерби, владелец лошади, ставшей победителем этой скачки и в последующем выигравшей любой из призов американской "тройной короны" (Кентаки Дерби, "Прикнесс Стейкс" или "Бельмонт Стейкс"), получал право на специальную премию в размере одного миллиона долларов. Но в то время Рассел Рейнмэн вряд ли придавал этому обстоятельству большое значение.

После победы Уор Эмблема в Иллинойсе, на него обратил внимание известный американский тренер Боб Бафферт, работавший с лошадьми представителя саудовской королевской династии принца Ахмеда Салмана.

Получив предложение о продаже Уор Эмблема, Рассел Рейнмэн счёл его весьма заманчивым. Он оценил своего питомца в 1 миллион долларов, но всё же решил пожертвовать сотней тысяч и таким образом частично сохранить за собой право собственности на приглянувшегося Бафферту жеребца. Стоит заметить, что в решении Рассела Рейнмэна не было ничего необычного – практика частичного права собственности на скаковых лошадей (принадлежащих сразу нескольким владельцам или, точнее, совладельцам) широко распространена в США и Западной Европе.

Условия были приняты. Рассэл Рейнмэн получил 900,000 долларов и оставил за собой "10 процентов" Уор Эмблема. Его прибыль от этой сделки составила примерно 840 тысяч долларов, поскольку 20 тысяч Рейнмэн потратил на покупку годовалого Уор Эмблема, а около 40 тысяч ушло на его содержание. Но это были лишь жалкие крохи по сравнению с дивидендами "Чистокровной Корпорации" принца Ахмеда Салмана.

Проданный за три недели до розыгрыша первой из скачек "тройной короны" – Кентаки Дерби, Уор Эмблем в блестящем стиле выиграл этот сверх престижный приз, опередив ближайшего из соперников на 4 корпуса. Принц Ахмед Салман впервые держал в руках трофей, который не удавалось добыть многим известнейшим коневладельцам, ежегодно тратящим десятки миллионов долларов на покупку перспективных скакунов.

Во время розыгрыша Кентаки Дерби, транслировавшегося на несколько стран мира, на ипподроме в Черчилль Даунз присутствовал и Рассэл Рейнмэн. Телеоператоры конечно же не упустили предоставившейся им возможности и за весьма своеобразной реакцией Рейнмэна наблюдали миллионы телезрителей, ведь именно в эти мгновения, миноритарный совладелец Уор Эмблема понял, ЧТО он потерял.

Блистательная победа талантливого трёхлетка тут же стала поводом для тяжбы между его совладельцами – Рейнмэном и принцем Ахмедом Салманом. Рассел Рейнмэн вспомнил об условиях розыгрыша Дерби в Иллинойсе и о той самой премии в 1 миллион долларов.

Уор Эмблем выиграл Дерби в Иллинойсе, когда был единоличной собственностью Рейнмэна, но победителем Кентаки Дерби он стал, будучи собственностью двух владельцев. Как разделить призовой миллион между совладельцами – поровну, или в соответствие с нынешней долей каждого?

Вполне понятно, каково было мнение Рассэла Рейнмэна, но оно не совпадало с позицией принца Ахмеда Салмана, считавшего, что Рейнмэн должен получить его 10 процентов и не более того. Назревавший скандал и предстоящее судебное разбирательство широко обсуждались не только в скаковом кругу, но также в светской и в жёлтой прессе, приковав внимание многомиллионной аудитории.

Между тем, не имевший ни малейшего представления о людских проблемах, окруженный заботой и вниманием Уор Эмблем, готовился к старту в следующей скачке "тройной короны" – "Прикнесс Стейкс", и в итоге одержал победу. Лидируя от старта до финиша, он сделал второй шаг к "тройной короне".

До розыгрыша последнего из призов венценосной серии оставалось чуть меньше месяца и атмосфера накалялась день ото дня. Почти 70 процентов американских болельщиков были уверены, что Уор Эмблем сумеет выиграть "Бельмонт Стейкс" и войдет в число "трижды венчанных" скакунов, которых за 127-летнюю историю розыгрыша "тройной короны" в США было всего лишь одиннадцать.

Однако Уор Эмблему не суждено было стать двенадцатым в этом списке.

Скачка в Бельмонте началась с шокирующего пролога – зацепившись за дверцу стартового бокса, Уор Эмблем столкнулся с соседней лошадью. Едва не оказавшись на земле, он всё же смог принять старт, а его жокей Виктор Эспиноза чудом остался в седле. Сумев буквально тут же достать соперников, Уор Эмблем некоторое время возглавлял скачку, но в итоге финишировал лишь восьмым.

Победителем "Бельмонт Стейкс" стал аутсайдер САРАВА (Уайлд Эгейн) с котировкой 70 к 1, а премия в 5 млн. долларов (учреждённая в начале года хорошо известной компанией "Виза" для победителя всех скачек "тройной короны") так и осталась невостребованной.

Между тем подготовка к судебному процессу продолжалась. Обе стороны публично, в прессе выдвигали свои аргументы в пользу того или иного решения, но ситуация с каждым днём становилось всё более запутанной.

Адвокат Рассела Рейнмэна – Эмерсон Блю возлагал всю ответственность на национальный Жокей-клуб и администрацию "Парка Спортсменов", не сумевших предусмотреть такой простой вещи, как смена владельца лошади. Адвокат "Чистокровной Корпорации" предъявлял претензии Расселу Рейнмэну, который при продаже Уор Эмблема почему-то не счёл нужным заранее оговорить вопрос о "призовом миллионе". "Парк Спортсменов" обрушивался сразу на обе стороны, обвиняя их в элементарном головотяпстве.

Не дождавшись судебного разбирательства, 43-летний принц Ахмед Салман внезапно умер вследствие острого сердечного приступа (в 2001 году по той же причине скончался старший брат принца Салмана – Фахд Салман). Владельцем "Чистокровной Корпорации", преемником Салмана стал его брат принц Фейсал Салман, которому по наследству достался и спорный вопрос о призовом миллионе.

Тем временем кличка Уор Эмблема вновь появилась на страницах мировой печати. Саудовская Аравия, имевшая 15 своих "представителей" на борту захваченных террористами пассажирских самолетов, якобы хотела передать жеребца в качестве дара семьям американцев (пострадавшим вследствие терактов 11 сентября), дабы тем самым как-то себя реабилитировать. Особый "шарм" обсуждавшейся ситуации придавала не столько постановка вопроса, сколько кличка лошади, звучащая в переводе с английского, как эмблема (или символ) войны.

Конец этой реабилитационной компании положил младший брат принца Ахмеда Салмана, продавший жеребца в Японию за 17 млн. долларов. Ну а итогом девятимесячной тяжбы стало решение федерального суда, согласно которому Рейнмэн должен получить 30% призового миллиона, в то время как "Чистокровная Корпорация" – 70%.

– Я всего лишь отчасти согласен с этим решением, – высказался Рассел Рейнмэн. – Но теперь мы хотя бы имеем судебный прецедент.

– Мы полностью удовлетворены, – прокомментировал ситуацию адвокат "Чистокровной Корпорации" Нейл Папиано, – Я думаю, это хороший вариант для всех.

© 2003 Олег Елисеенко

(по материалам зарубежной прессы)