Мир Скачек - Articles

Журнал
"Мир Скачек"


АНТРЕПРЕНЕР

Покупка жеребца-производителя – один из самых ответственных шагов в коневодческой практике.

Прежде чем сделать выбор, опытный селекционер наверняка уделит время всестороннему анализу. Стремясь подобрать производителя, в максимально возможной степени соответствующего его планам, он рассмотрит все аспекты, имеющие прямое и косвенное отношение к выбранному им жеребцу. Один из таких аспектов – теоретическая возможность получения продолжателя линии от того или иного производителя.

Покупка конным заводом "Восход" производителя АНТРЕПРЕНЕРА (Entrepreneur) на первый взгляд выглядит как весьма удачное приобретение. Однако анализ заводской деятельности его отца – Сэдлер'с Уэллса (Sadler's Wells), скорее, говорит о том, что в конце предыдущего предложения следовало бы поставить знак вопроса.

Несмотря на долгую и чрезвычайно успешную заводскую карьеру, феноменальный Сэдлер'с Уэллс (давший более 60 победителей скачек первой группы) никогда не пользовался репутацией производителя производителей. Его блистательные сыновья, удостоенные многочисленных чемпионских титулов, в заводе, как правило, проявляли свою несостоятельность. Имея эпизодический успех, никто из них не смог даже приблизиться к тени своего великого отца.

В течение 15 последних лет с каждой новой волной потомков Сэдлер'с Уэллса, казалось, приходили явные заводские фавориты, но почти все они были не так хороши, как того можно было ожидать.

Ни победитель "Бридерз' Кап Терф"– Норсерн Спэ (Northern Spur); ни франко-ирландский дербист Олд Вик (Old Vic); ни победитель приза "Триумфальной Арки" – Карнэги (Carnegie); ни Ин Зе Уингз (In The Wings), сумевший выиграть "Бридер'з Кап Терф" и дать высококлассного Сингспила (Singspiel), так и не смогли поддержать реноме феномена из феноменов.

Сегодня мы фактически можем говорить лишь о двух стабильно успешных сыновьях Сэдлер'с Уэллса – Эль Прадо (El Prado) и Форт Вуде (Fort Wood), возможно, упомянув еще Барэтиэ (Barathea) и Сценик (Scenic). Форт Вуд имеет хорошую репутацию в ЮАР, Эль Прадо – в США, Сценик неплохо зарекомендовал себя в Австралии. Но даже заводской статус супер майлера Барэтиэ, выигравшего "Бридерз' Кап Майл", ирландские "гинеи" и признанного "Лошадью Года", несоизмерим со статусом его отца, хотя он считается лучшим из последователей Сэдлер'с Уэллса в Европе.

Современная генерация "сэдлер'с уэллсов", представленная чемпионами Монжо (Montjeu), Хай Чепэррэлом (High Chaparral) и Галилео (Galileo), выглядит весьма внушительно. Но разве существуют какие-либо гарантии того, что они не повторят судьбы своих титулованных предшественников?

Победитель английских "гиней" Антрепренер по окончании скаковой карьеры стоял в одном из самых известных конных заводов мира – "Кулмор Стад", где, казалось бы, имел все самое лучшее. Цены на его первое потомство достигали астрономических высот, но четыре года спустя он был нещадно раскритикован, и в ранге неудачника отправлен в Японию. Кстати, с помощью торгового агента Джеймса Уигана, в последующем сосватавшего жеребца нынешнему владельцу "Восхода" – Олегу Дерипаске.

В Европе об Антрепренере вспомнили лишь в 2003 году, после победы его дочери ВИНТИДЖ ТИПЛ (Vintage Tipple) в ирландском Оксе. Затем была еще одна победа в скачке первой группы – теперь уже двухлетней ДЭМСОН (Damson), но особого интереса к возращению Антрепренера никто из западноевропейских коннозаводчиков так и не проявил.

Как расценивать успех Антрепренера? Что это, присущий сыновьям Сэдлер'с Уэллса эпизод, или первый шаг к триумфальному восхождению?

Похоже, ответить на этот вопрос предстоит специалистам конного завода "Восход".

Однако, судя по недавней публикации в "Известиях" (статья "Скачки прошляпили" от 28.03.05), у "восходовцев" в этом плане есть определенные проблемы.

Позволю себе процитировать автора вышеупомянутой статьи – Божену Рынска, сохранив при этом стилистические и технические погрешности.

"В прошлом году представители конезавода "Восход" (владелец – Олег Дерипаска) объявляли о намерении выставить скакуна Акбаша на декабрьские скачки в Эмираты. Кубанские конезаводчики надеялись, что это выступление станет первым представлением Акбаша за границей. Но в декабре прославленный жеребец в Эмиратах так и не появился… Как выяснила светский обозреватель, Акбаш не был допущен к соревнованиям из-за вирусного артрита. Более того, конезаводчики утверждают, что все лошади завода "Восход" заражены вирусным артритом (EVA)...

…Похоже, недавно купивший этот завод Олег Дерипаска выкинул несколько миллионов долларов на ветер"
.

То, что "Восход" является одним из "поставщиков" вирусного артериита, подавляющему большинству российских коннозаводчиков и коневладельцев известно уже давно. Никакого секрета в этом нет.

Нет секрета и в том, что западный советник Олега Дерипаски по вопросам коневодства – вышеупомянутый Джеймс Уиган приобрел за рубежом и несколько кобыл, которые до сих пор стоят в Европе и никак пока до "Восхода" не доберутся. (Что, возможно, продиктовано ситуацией с вирусным артериитом.)

В общем-то, никому, кроме самих "восходовцев" доподлинно неизвестно, насколько велик в этом хозяйстве удельный вес артериитного поголовья. Но именно EVA может стать препятствием для широкой апробации Антрепренера, который, вероятно, еще "чист", поскольку прибыл из свободной от вирусного артериита Японии.

Следует отметить, что кроме Антрепренерав России в настоящее время есть еще несколько сыновей Сэдлер'с Уэллса. Это – стоящий в конном заводе "Волгоградский" ИНТИКАА (Entikaa); продуцирующий в СПК "Абазинский" родной брат чемпиона Монжо – ОРОСМИТ (Orosmith); производитель ООО "Кентавр" – ЛОКО (Loko), и два новобранца: второй призер эпсомского Дерби – ЗЕ ГРЕЙТ ГЭТСБИ (The Great Gatsby) и ХАТХА АННА (Hatha Anna).

Глядя на это пришествие "сэдлер'с уэллсов", можно подумать, что дорожки российских ипподромов сплошь травяные.

Здесь мы подошли ко второму аспекту, который необходимо было бы учитывать при покупке потомков Сэдлер'с Уэллса. Это – их ярко выраженная "травяная" специфика. На Западе вряд ли найдется хоть один опытный коннозаводчик, который бы этого не знал.

Наверняка знал об этом и Джеймс Уиган, вероятно, бывавший на российских ипподромах.

Впрочем, в данном случае, похоже, можно рассчитывать на то, что дорожка краснодарского ипподрома вскоре позеленеет, и произойдет это к тому времени, когда подрастет первое российское потомство Антрепренера.

В целом, учитывая статус ветви Сэдлер'с Уэллса, можно было бы предположить, что в покупке сыновей этого феноменального производителя (с целью заводского использования) нет особого смысла. И, учитывая все вышеизложенное, это предположение выглядело бы достаточно логичным.

Несмотря на высочайший заводской авторитет Сэдлер'с Уэллса – это, увы, не Норсерн Дансер (Northern Dancer), не Мр. Проспектор (Mr Prospector), не Сторм Кет (Storm Cat) и даже не Данциг (Danzig), сумевший перешагнуть через поколение.

Однако передовой отряд грозной гвардии "сэдлер'с уэллсов" – Галилео, Монжо и Хай Чепэррэл выглядит уж очень внушительно. И это невольно заставляет думать о том, в развитии весьма специфичной ветви Сэдлер'с Уэллса может произойти прорыв. Вполне возможно, что нетривиальность схемных решений – французская кровь Монжо и немецкое наследие Галилео помогут двум этим молодым производителям стать достойными продолжателями ветви Сэдлер'с Уэллса.

Предвестником этого, похоже, является успешный заводской старт Монжо, занявшего 8 место во всемирном списке производителей "первой ставки". И здесь самое время поздравить с удачной покупкой коннозаводчика Ахмеда Нирова, приобретшего в Ньюмаркете родного брата Монжо – Оросмита.

Что касается Антрепренера, то его, конечно же нельзя сравнивать ни с Галилео, ни с Монжо, ни с Хай Чепэррэлом. Три старта Антрепренера в 1997 году, победа в английских "гинеях", четвертое месте в Эпсомском Дерби и сокрушительное поражении в призе "Королевы Елизаветы II" (после чего он сошел со скаковой дорожки) не позволяют говорить о нем, как о лошади экстра-класса. Признание Антрепренера лучшим 3-летним майлером Европы при таких результатах – это, скорее, показатель слабости европейских полей 1997 года, чем силы Антрепренера.

Прибытие в Россию победителя классической европейской скачки, в свое время стоявшего в "Кулморе" с ценой за случку 17,500 ирландских гиней, безусловно, полезно для нашего коннозаводства. Но единственное, чем может сегодня похвастать Антрепренер, это – его последние заводские достижения, которые пока представляются лишь эпизодом.

© 2005 Олег Елисеенко