Мир Скачек - Articles

Журнал
"Мир Скачек"


Журнал "Мир Скачек" №2-2002

АФФИРМЕД

12 января 2001 года в ветеринарной клинике "Руд энд Ридл", в связи с прогрессирующей болезнью laminitis был усыплён "трижды венчанный" Аффирмед. Его похоронили на конеферме "Джонабелл Фарм", рядом с конюшнями.

Последние десять лет своей жизни Аффирмед провёл в "Джонабелл", где пользовался особыми привилегиями, также как ранее в "Калюмет" и "Спендтрифт Фарм".

Джон Белл (исполнительный директор "Джонабелл Фарм"):

– На нашу долю выпала честь быть опекунами "трижды венчанного" Аффирмеда. Большое сердце, скаковой класс и готовность к борьбе, сделали его чемпионом и истинным джентльменом.

Джон Уилльямс:

– Многие из нас, тех, кто принимал решение в последний для Аффирмеда час, понимали очевидность, необходимость и гуманность этого шага. И всё же нам было очень трудно. Я видел глаза наполненные слезами. Аффирмед нашёл дорогу к сердцу каждого, кто был причастен к его судьбе. Мы считаем привилегией, то, что он коснулся наших жизней.

– Действительность для всех нас, тех, кто занимается коневодством, состоит в том, что мы всегда должны быть готовы к расставанию со своими любимцами, как бы дороги они нам не были.

– Аффирмед очень много значил для меня. По сути, он дал мне всё, что я имею сейчас – карьеру и благосостояние. В 1976 году я был принят на должность менеджера в "Спендтрифт Фарм" и познакомился с владельцами Аффирмеда – супружеской четой Вульфсонов – мистером Луисом и госпожой Патрицией. Позже это стало основой для служебных и одновременно дружеских отношений. Часто, внимательно выслушав моё мнение относительно коммерческих операций или планов селекционной работы, мистер Луис говорил: "Делайте так, как считаете нужным". Доверие очень много значит для служащего. Подобно своему мужу, госпожа Патриция знала толк в заводском деле и всегда на равных участвовала в решении производственных вопросов.

– Помню, как в Саратоге я готовил к отправке партию годовалых жеребят, а мне очень хотелось посмотреть скачку с участием Аффирмеда – это был приз "Джим Дэнди Стейкс". Выкроив минутку, я помчался на ипподром, но понял, что не поспеваю к началу скачки, и влез на огромный дуб, чтобы всё же увидеть Аффирмеда.

– Лошади уже подходили к последнему повороту, впереди был Сенситив Принц – один из лучших трёхлеток 1978 года. Мне показалось, что Аффирмед уж очень далеко отстал от лидера. Сенситив Принц вышел на финишную прямую, а Аффирмед только входил в поворот (позже я смотрел график скачки, именно так и было). За сотню метров до финиша Сенситив Принц по-прежнему был впереди и опережал Аффирмеда на 4-5 корпусов. Большое табло и рекламные щиты перекрывали мне обзор и я видел лишь небольшой участок дорожки перед самым финишем. Когда из-за табло первой появилась рыжая лошадь под жокеем в розово-чёрном камзоле (цвета хозяев Аффирмеда), я не поверил своим глазам. Это было настолько неожиданно, что я подпрыгнул на ветке и чуть было не свалился с дерева. Я просто не понимал, как Аффирмед мог это сделать.

– Мысленно возвращаясь к расставанию с Аффирмедом, я думаю, что наш чемпион всё же был счастлив в последние минуты своей жизни. Я видел, как уходила боль в его глазах, они становились чистыми и ясными – он грезил.

– В полдень, когда всё было кончено, один из моих старых приятелей сказал: "Держу пари, я знаю, что сейчас делает Аффирмед".

– Что же? – спросил я.

Он говорит: "О’Кей ребята! Который тут из вас Мэн О’Уор?"*

Патриция Вульфсон (заводчица и владелец Аффирмеда):

– Рождение такой лошади, как Аффирмед не может быть запланировано – это скорее чудо. Когда я видела Аффирмеда в последний раз, на его лице была усмешка. По возрасту он "вышел на пенсию" и больше не мог работать производителем. Помню, как я впервые наблюдала за ним на ипподроме: внимательный сосредоточенный взгляд, неуёмное стремление к борьбе, и победа с преимуществом в полтора корпуса над его извечным соперником Алидаром.

– Второй скачкой был "Прикнесс". Здесь Алидар ещё ближе подобрался к Аффирмеду, проиграв ему "шею". "Бельмонт" стал истинным испытанием для чемпиона – впечатления того дня останутся со мной на всю жизнь. Мы очень хорошо понимали тогда, что только одна лошадь стояла между Аффирмедом и "Тройной Короной" – Алидар. Всю финишную прямую два трёхлетних жеребёнка шли "глаз в глаз". Их разделило мгновение и Аффирмед не был побеждён, сумев обыграть Алидара на "нос". "Тройная Корона" по праву принадлежала ему и его 18-летнему жокею Стиву Косену. Аффирмед действительно был "волшебником".

– Аффирмед и Алидар – имена, неразрывно связанные друг с другом, подобно каплям росы и розам, душе и сердцу. Десять раз они были соперниками на дорожке, и когда закончилась их скаковая карьера жеребцы стали производителями и встретились вновь в одном и том же заводе, по-видимому, готовые возобновить свою конкуренцию. И теперь они встретятся там, на небе, на вечнозелёном лугу. Аффирмед и Алидар снова вместе, так как это и должно быть.

© 2002 Олег Елисеенко

(по материалам зарубежной прессы)

* Мэн О’Уор – лучший скакун США за последние 100 лет. В 2001 году удостоен титула "Лошадь Века".